ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЙ

Полный текст:


Аннотация

Новый закон о телемедицине требует участия населения в реализации данного закона. Распространение новых методов медицинского консультирования должно проходить в научно обоснованном контексте. Целью исследования было выявление отношения населения к онлайн-консультациям. Было проведено 50 полуструктурированных интервью, при анализе текстов использовался тематический анализ текстов. В результате исследования выявлено отношение населения к онлайн-консультациям, структурированы барьеры развития онлайн-консультаций в России. Население понимает неизбежность такого формата, но относит его к «не совсем медицинским» услугам и узко трактует возможные способы применения онлайн-консультаций — в контексте расширения доступа к услугам, но не в контексте повышения качества диагноза, например в получении «второго мнения». Пользу участники исследования видели в сокращении временных затрат и выравнивании территориального неравенства в доступе к медицинской помощи. Медицинские онлайн-консультации зачастую вызывают у населения недоверие и страх (страх неверно поставленного диагноза, экономии средств за счет снижения качества и страх перед мошенничеством). Мы выделили три группы барьеров: 1) готовность пациентов и врачей; 2) техническая и регуляторная готовность системы здравоохранения; 3) цифровое неравенство в географическом и возрастном контекстах. Роль по преодолению барьеров отводится в первую очередь государству, что отражает общий патерналистский настрой населения в вопросах здоровья.


Об авторах

И. Е. Калабихина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Ирина Евгеньевна Калабихина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета 

119991, г. Москва, Ленинские горы, дом 1, строение 46,

https://www.econ.msu.ru



Д А. Матюшина
Eвразийская сеть снижения вреда
Литва

Дарья Александровна Матюшина, советник команды по реформе нормативно-правовой базы снижения вреда ЕССВ 

03228, г. Вильнюс, Швитригайлос, 11B

harm-reduction.org



Список литературы

1. ВЦИОМ. 2017. Врач в России: доверие пациентов, доходы, положение в обществе. Пресс-выпуск № 3474 от 22.09.2017.

2. Ладова А. В. 2016. Роль фактора доверия в системе «врач—пациент». Этносоциум и межнациональная культура. 10: 70–77.

3. Тарасенко Е. А. 2014. Развитие технологических инноваций в области mHealth: возможности для врачей для профилактики заболеваний, диагностики и консультирования пациентов. Менеджер здравоохранения. 4: 59–65.

4. Al-Mahdi I., Gray K., Lederman R. 2015. Online Medical Consultation: A review of literature and practice. Proceedings of the 8th Australasian Workshop on Health Informatics and Knowledge Management (HIKM 2015). Sydney, Australia, 27–30 January 2015.

5. Dayer L., Heldenbrand S., Anderson S., Gubbins P., Martin P., Bradley C. 2013. Smartphone medication adherence apps: Potential benefits to patients and providers. Journal of the American Pharmacists Association. 53(2): 172–181.

6. Di Cerbo, A., Morales-Medina J. C., Palmieri B., Iannitti T. 2015. Narrative review of telemedicine consultation in medical practice. Patient Prefer Adherence. 9: 65–75.

7. Frederick N., Crane S. J., Chaudhry R., Jon E. O., Ytterberg K., Tulledge-Scheitel S. M., Stroebel R. J. 2014. Impact of Patient Portal Secure Messages and Electronic Visits on Adult Primary Care Office. Visitselemedicine and e-Health. 20(3): 192–198.

8. Greenhalgh T., Vijayaraghavan S., Wherton J., Shaw S., Byrne E., Campbell-Richards D., Bhattacharya S., Hanson P., Ramoutar S., Gutteridge C., Hodkinson I., Collard A., Morris J. 2015. Virtual online consultations: advantages and limitations (VOCAL) study. BMJ. January 29. 6(1).

9. Hofstede G. 1984. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values (2nd ed.). Beverly Hills CA: SAGE Publications.

10. Hosftede Insights (no date). Available at: https://www.hofstede-insights.com/countrycomparison/russia/.

11. Jetty A., Moore M. A., Coffman M., Petterson S., Bazemore A. 2017. Rural Family Physicians Are Twice as Likely to Use Telehealth as Urban Family Physicians. Telemedicine and e-Health. August 2017.

12. Jung C., Padman R. 2014. Virtualized healthcare delivery: Understanding users and their usage patterns of online medical consultations. International Journal of Medical Informatics. 83(12): 901–914.

13. Jung C., Padman R. 2015. Disruptive Digital Innovation in Healthcare Delivery: The Case for Patient Portals and Online Clinical Consultations. The Handbook of Service Innovation. London: Springer. Pp.: 297–318.

14. Lien A. S., Jiang Y.-D. 2016. Integration of diffusion of innovation theory into diabetes care. Journal of Diabetis Invvestigation. 8(3).

15. Rogers E. M. 2010. Diffusion of Innovations. 4th edn. New York: Simon and Schuster.

16. Rogers E. M., Singhal A. 2005. Diffusion of Innovations (5th ed). In An Integrated Approach to Communication Theory and Research. Fifth edition. Ed. by Salwen M. Stacks D. Mahwah. NJ: LEA: 409–419.

17. Santo K., Richtering S. S., Chalmers J., Thiagalingam A., Chow C. K., Redfern J. 2016. Mobile Phone Apps to Improve Medication Adherence: A Systematic Stepwise Process to Identify High-Quality Apps. JMIR Mhealth Uhealth. 2016 Oct-Dec. 4(4): e132.

18. Schmidt-Weitmann S., Schulz U., Schmid D. M., Brockes C1. 2017. The University Hospital Zurich Offers a Medical Online Consultation Service for Men With Intimate Health Problems. American Journal of Men’s Health. 11(3): 518–524.

19. Taylor J., Coates E., Brewster L., Mountain G., Wessels B., Hawley S. 2014. Examining the use of telehealth in community nursing: identifying the factors affecting frontline staff acceptance and telehealth adoption. Journal of Advanced Nursing. 71(2).

20. Whitten P., Collins B. 1997. The Diffusion of Telemedicine. Communicating an Innovation. Science Communication. 19(1). DOI: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1075547097019001002.

21. WHO. 2007. People-Centred Health Care: A policy framework. Geneva: World Health Organization.

22. WHO. 2016. Global diffusion of eHealth: making universal health coverage achievable. Report of the third global survey on eHealth. Available at: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/252529/1/9789241511780-eng.pdf.

23. Zhang X., Yu P., Yan J., Spil I. 2015. Using diffusion of innovation theory to understand the factors impacting patient acceptance and use of consumer e-health innovations: a case study in a primary care clinic. BMC Health Services Research. 15(71): 1-15.

24. Zhenwei Qiang C., Yamamichi M., Hausman V., Altman D. 2011. Mobile Applications for the Health Sector. ICT Sector Unit, World Bank. December. Available at: http://siteresources.worldbank.org/INFORMATIONANDCOMMUNICATIONANDTEC HNOLOGIES.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Калабихина И.Е., Матюшина Д.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЙ. Население и экономика. 2018;2(2):78-109.

For citation: Kalabikhina I.E., Matyushina D.A. A STUDY OF THE POPULATION’S ATTITUDE TO TELEMEDICINE TECHNOLOGIES ON THE EXAMPLE OF ONLINE MEDICAL CONSULTATIONS. Population and Economics. 2018;2(2):78-109. (In Russ.)

Просмотров: 55

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3798 (Online)